Перед выборами-2015 Янукович приставит своих «смотрящих» на госпредприятия

Понятие «смотрящий» сначала было исключительно уголовным. С приходом к власти регионалов и Януковича оно вошло в политический обиход. Теперь же власть собирается сделать его еще и юридическим понятием путем введения на государственных предприятиях института так называемых независимых директоров. Формально все вроде бы правильно: они будут надзирать за эффективным использованием государственной собственности. Но в наших коррупционных реалиях любая, даже самая хорошая идея извращается до своей полной противоположности. Поэтому независимые директора имеют все шансы превратиться в «смотрящих», обслуживающих интересы «правящей фамилии» Януковича или тех олигархов, которые этих директоров продвинули.

Во исполнение этого начинания Кабмин подал в Верховную Раду законопроект № 3107 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно управления объектами государственной собственности». В пояснительной записке к документу отмечено, что предлагаемый норматив призван разграничить полномочия субъектов управления объектами госсобственности, оптимизировать структуру государственного сектора экономики, внедрить рыночные методы управления субъектами хозяйствования в государственном секторе,сообщает uainfo

Документ предлагает, в частности, внести изменения в Закон «Об управлении объектами государственной собственности» в части введения независимых членов наблюдательных советов и независимых директоров в тех хозяйственных обществах, в уставном фонде которых есть государственная доля. Согласно законопроекту, независимый директор является членом дирекции как коллегиального исполнительного органа, имеет равные права и обязанности с другими членами этого органа

С независимым директором заключается гражданско-правовой договор. При этом к нему предъявляется ряд следующих требований.

Назначаемое на эту должность лицо не должно иметь никаких деловых, родственных или иных связей с другими должностными лицами общества. Эта кандидатура не должна являться в момент назначения и не должна была занимать в течение последних трех лет должности председателя или члена исполнительного органа, ревизионной комиссии общества, органов управления дочерних предприятий общества.

Кроме того, независимым директором не может быть назначено лицо, которое аффилировано с этим хозобществом или с другими субъектами, являющимися сторонами по сделкам с обществом при условии, что совокупный объем этих сделок в течение года превышает 5% балансовой стоимости активов общества на начало финансового года. Также эту должность не может занимать лицо, которое получает от хозобщества любые доходы, кроме оплаты труда в качестве независимого директора, которое является владельцем более 5% уставного капитала самостоятельно или совместно с другими лицами, а также является аудитором или был таковым в течение последних лет, работал в аудиторской компании или участвовал в аудите хозобщества в течение тех же трех лет.

Наконец, лицо, назначаемое на должность независимого директора, не должно быть государственным служащим. Эта норма является, пожалуй, самой спорной, как, впрочем, и сам статус независимого директора.

Логично было бы предположить, что должность независимого директора в хозяйственных обществах с государственной долей в уставном фонде вводится для того, чтобы поставить на этих предприятиях «государево око». Оно должно недреманно следить за эффективностью использования государственных собственности, средств, ресурсов, чтобы государство, то есть общество, то есть граждане страны получали от государственной, то есть народной, доли в хозобществе полагающиеся дивиденды в том или ином виде. Более того, в этом случае «независимый директор» должен быть наоборот – зависимым исключительно от государства и граждан, уполномочивших государство распоряжаться публичной собственностью.

Еще более того, представляется, что этот «(не)зависимый директор» должен, наоборот, быть именно государственным служащим. Он должен заключать трудовой контракт с уполномоченным государственным органом и получать заработную плату исключительно за радение о благе государства и его доли в капитале общества. Это не противоречит получению прибыли как главной цели хозобщества: в этом случае увеличится государственная доля капитала и/или дивидендов, конечно, если распределение будет справедливым, но для этого «государево око» и ставят.

Но ничего этого в указанном документе нет. Зато пояснительная записка содержит стандартный набор «либералистических» благоглупостей о «разграничении полномочий», «оптимизации структуры» и «рыночных методах управления». Подобными словесами у нас принято приукрашать дерибан.

Очевидно, документ преследует совершенно иную цель – поставить «смотрящих» для перераспределения ресурсов хозобществ с госдолей в пользу того или иного олигархического клана, прежде всего «Семьи» Януковича.

Печальный опыт в этом отношении уже имеется даже на полностью государственных предприятиях, на которых олигархи при содействии коррумпированных чиновников ставили свой менеджмент. Последний доводил предприятие «до ручки», например, чтобы убрать конкурента с рынка или прибрать активы к рукам за бесценок. Таких примеров – уйма. Последний из них – предприятие «Сумыхимпром», которое менеджмент Фирташа довел «до ручки», а затем структуры Фирташа купили его «за недорого».

С таким мнением согласен народный депутат от партии «Батьківщина» Владимир Бондаренко, глава подкомитета по вопросам избирательного законодательства и объединений граждан Комитета Верховной Рады по вопросам государственного строительства и местного самоуправления. По мнению народного избранника, идею со специальным директором от государства можно было бы считать неплохой, если бы не тотальная коррупция и «богатый опыт» дерибана госпредприятий олигархическим менеджментом, о котором сказано выше. Владимир Бондаренко полагает, что инициаторами назначения «независимых директоров» будут либо министерства экономического блока и Минэнерго, которыми руководят ставленники «Семьи», либо Минпромполитики, которое возглавляет выдвиженец Ахметова. Уже отсюда, утверждает депутат, можно сделать вывод о том, чьи «смотрящие» будут поставлены в том или ином хозобществе с госдолей.

Наконец, Владимир Бондаренко обратил внимание на тот красноречивый факт, что указанный законопроект всплыл незадолго до президентских выборов 2015 года. Есть обоснованные подозрения, что именно через «смотрящих в законе» олигархи и «Семья» будут аккумулировать ресурсы для финансирования избирательных компаний своих ставленников.

 
Источник: 
PRпортал