Спасение Януковича, или Как сорвать выборы-2015

Решения украинских судов последних лет, хоть и не выводят людей на массовые протесты, но, как минимум, навевают тоску о будущем. И дело не только в тех приговорах, которые «отхватили» некоторые оппозиционеры благодаря системе правосудия эпохи Виктора Януковича. Особенно преуспевает в скандальных решениях Высший административный суд. Зимой этого года он отобрал мандаты у народных депутатов Павла Балоги и Александра Домбровского. А в конце июля повторил подобный «подвиг», разрешив Верховной Раде бездействовать и не назначать местные выборы в Киеве.

С последним решением некоторые эксперты и политики уже связали угрозу отмены президентских выборов в 2015 году. Схема проста и эффективна: парламент просто не назначит выборы, ЦИК во главе с новым председателем промолчит, а админсуд постфактум «даст добро». В итоге, Президент без трат лишних средств и нервов на предвыборную кампанию останется при своем.

 

Админсуд намекнул: можно обойтись без выборов президента

Напомним, что в конце июля Высший административный суд уже провернул подобный финт. Он отказался открыть производство по иску народных депутатов Юрия Одарченко и Александра Черноволенко, которые обвинили Верховную Раду в бездействии в вопросе объявления местных выборов в Киеве.

Мотивация, обозначенная в постановлении, звучит так: «назначение выборов не является проявлением властных полномочий Верховной Рады, а потому обжалование их в административном порядке является невозможным».

Решение админсуда вызвало резкую критику в экспертной среде. «В целом, это решение абсурдное и неконституционное, - отметил в комментарии «Главкому» экс-депутат и юрист Юрий Ключковский. – Поскольку согласно 124 статье Конституции все правоотношения в Украине подведомственны судам. И потому не может существовать сферы, где ни один суд ничего сказать не может».

По словам эксперта, «бездеятельность ВР не подведомственна Конституционному суду, но должна быть подведомственна административному».

В оппозиции уверены в том, что это решение несет в себе немалую угрозу «срыва» и грядущих президентских выборов 2015 года. «Суд предоставил полный иммунитет Верховной Раде, поскольку все ее действия так или иначе связаны с принятием определенных актов», - объяснил оппозиционер Юрий Одарченко.

Как остаться Януковичу, не избираясь

Как известно, согласно Закону о выборах президента Украины, очередные и внеочередные выборы президента назначаются Верховной Радой. Что же будет, если большинство в украинском парламенте откажется назначать выборы нового главы державы? Если проводить аналогию с тем, как поступил парламент и суды в случае с местными выборами, то при желании власти шансы получить нового президента в 2015 году также можно свести к нулю.

Итак, следующие президентские выборы в Украине должны состояться в последнее воскресенье марта 2015 года. Эта норма прописана в Конституции Украины. И теоретически предпосылок для перенесения даты выборов быть не может. Однако практически – прецедентных скандальных решений было уже достаточно для того, чтобы представить себе и выше описанный сценарий. Фантастический, на первый взгляд, и вполне осуществимый – при более детальном рассмотрении.

Возможного срыва президентских выборов в 2015 году не исключил глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко. «Я не вижу возможности переноса выборов. Если это случится, это будет антидемократический и антиправовой шаг, на который вряд ли кто-то пойдет, но в Украине сложно что-то утверждать наверняка», - признал он. Среди возможных поводов – роспуск парламента, референдум, изменение Конституции (например, ради избрания президента в парламенте).

Еще не так давно о референдуме, как о реальной возможности для Януковича продлить власть, говорили немало. Закон Александра Лавриновича включал в себя ряд положений о принятии новой Конституции и поправок к ней на референдуме в обход в Верховной Рады. Однако намеки европейцев, что это поставит крест на возможности подписания Соглашения об Ассоциации, и разгромное заключение Венецианской комиссии, несколько поумерили пыл в этом направлении.

Тем не менее, шансы на то, что нынешняя Конституция до 2015 года (уже после возможного подписания Соглашения об ассоциации с ЕС) претерпит изменений, остаются.

«Можно все провернуть по «белорусскому» сценарию, - отмечает Александр Черненко. – Если, допустим, принимается новая Конституция, то и пятилетний отсчет срока президента может начаться с момента действия новой Конституции, а до того не считаться». С роспуском парламента, по мнению эксперта, ситуация та же.

Похожий случай в Украине уже был, когда Конституционный суд разрешил второму президенту Леониду Кучме баллотироваться на третий срок. В первый раз Кучма был избран президентом в 1994 году, переизбран – в 1999-м. Однако его первый срок якобы «обнулился» - так как в 1996 году была принята новая Конституция. Правда, Кучма не стал пользоваться такой сомнительной лазейкой и сдал пост в 2004 году.

Также «оттянуть» президентские выборы на неопределенный срок могут и некоторые другие нюансы. «Могут быть вопросы, связанные с финансированием выборов президента, они могут быть не решены – и это станет основанием отсрочки», - отметил в комментарии «Главкому» депутат Юрий Одарченко. Также, по его мнению, в число «таких поводов» могут вписать и «плохую деятельность органов ЦИК и окружных комиссий». «Если будет заказ, Конституционный суд обоснует нужное власти решение», - резюмировал нардеп.

 

ЦИК назначит выборы в обход парламента?

Однако, несмотря на возможное «потакание» в этом деле ВАСУ, теоретическая возможность запустить избирательный процесс без санкции парламента остается.

«Проблема есть – для назначения выборов нужно решение Верховной Рады, - отмечает Юрий Ключковский. – Но в Конституции точная дата выборов президента прописана. И ЦИК может и должна будет огласить выборы, в случае чего, без решения Верховной Рады – ради исполнения Конституции. Иначе будет признана бездеятельность ЦИК».

Документально этот «оборот» нигде не прописан. Однако прямо такой возможности не исключили даже в Центризбиркоме.

«Назначать выборы президента – полномочия Рады, но, вместе с тем, никто не может забрать у украинского народа право избрать нового главу. Вопрос – в двух плоскостях, и они обязательно должны сойтись», - отметил заместитель главы Центризбиркома Андрей Магера. И отвечая на вопрос, назначит ли ЦИК выборы в случае отказа Рады это сделать, уклончиво ответил: «Я бы не хотел, чтобы ситуация сложилась именно таким образом. Хочется верить в здравый смысл».

«Нет никаких оснований не назначать очередные выборы президента Украины, - вынес вердикт будущим действиям парламента Андрей Магера. – Тем более что сроки выборов президента обозначены в переходных положениях Конституции. Ни роспуск парламента, ни проведение референдума на это не должны повлиять».

В оппозиции в силы Центризбиркома противостоять власти не верят. В первую очередь, в связи с приходом нового главы Центризбиркома, представителя Партии регионов Михаила Охендовского.

«В ЦИК произошло четкое замоноличивание влияния Партии регионов. После смены главы ЦИК, у них появилось не только большинство, но и влияние на весь аппарат Центризбиркома, а это – серьезный рычаг. И в принципе, без санкции Януковича ЦИК никаких решений принимать не будет», - спрогнозировал Юрий Одарченко.

Экс-глава Центризбиркома Владимир Шаповал в определенной степени уравновешивал в ведомстве интересы власти и оппозиции. Его позиция относительно возможного референдума также была принципиальной. Еще в качестве судьи Конституционного суда он был одним из идеологов легендарного решения от 2000 года, когда было четко сказано, что президент Кучма не может напрямую имплементировать результаты своего референдума в обход Верховной Рады. Михаила Охендовского, известного как «человека Медведчука», сразу же по избранию прозвали «Киваловым-2». До 2014 года Охендовский на испытательном сроке, после этого состав комиссии будет ротирован. И именно от преданности Януковичу зависит, попадет ли Охендовский и другие члены ЦИК в новый состав.

Глава Комитета избирателей Александр Черненко уверен, что Центризбирком в случае с президентскими выборами не пойдет на «конфликт» с парламентом. И дело – не в новом главе. «Да, ЦИК может не признать выборы на пяти округах. Но давайте смотреть на вопрос с политической точки зрения. На назначение выборов президента без решения Верховной Рады ЦИК не пойдет. Да, конечно, тут можно сослаться на соответствующую статью Конституции, но формально это все равно будет нарушением закона», - резюмировал он.

Катерина Пешко