Реформа подземелья

Киевские власти хотят незаметно увеличить плату за проезд в городском транспорте. Для начала отменят жетоны на метро,сообщает Фокус

Нумизматам стоит поторопиться: жетоны на метро и трамвайные талончики скоро выйдут из обращения. Им на смену придёт так называемый электронный билет двух видов: долгосрочная пластиковая карточка и суточный билет со штрих-кодом. В Киевской горгосадминистрации уверяют, что средняя стоимость одной поездки существенно не изменится, но вот цена конкретного электронного билета будет определяться с учётом «интенсивности использования транспорта».

«До 1 января 2014 года эта система должна заработать в метро и отчасти в наземном транспорте», — рассказывает советник главы КГГА, куратор проекта «Электронный билет» Александр Кубраков. Объединить в единую систему весь коммунальный транспорт планируют до второго квартала следующего года. Это значит, что один и тот же электронный билет будет действительным в метро, троллейбусе, трамвае и автобусе. 

Какая-то логика в этом есть. Жетоны в общественном транспорте — это фактически атавизм. В мире почти не осталось метрополитенов, где для оплаты проезда используются оптические жетончики, за исключением нескольких городов на постсоветском пространстве. Даже в первой украинской столице — Харькове жетоны были отменены 1 октября 2012 года. 

«С помощью жетонов и билетов оплачивается 80% поездок в общественном транспорте Киева», — говорит заместитель главы КГГА Руслан Крамаренко. По его словам, действующая модель оплаты не только неудобна для пассажиров, но и является вечной головной болью для чиновников. Например, пассажир не получает чек, покупая жетон, хотя согласно законодательству имеет право. «Но нынешняя система морально устарела, она просто не позволяет этого сделать», — подчёркивает Крамаренко.

Начнётся реформирование с метрополитена, а затем и в наземном транспорте установят считывающие устройства. Работать они будут так: пассажир подносит к ним электронную карточку — данные считываются, выпадает чек. В мэрии уверяют, что это мировая практика. Хотя на самом деле мировой опыт не столь однозначен. Например, в некоторых городах Европы, в частности в Амстердаме, билеты на входе в автобус продаёт водитель.

Кассиры воруют
Основной недостаток нынешних расчётов за проезд — сложно контролировать выручку. В результате издержки транспортных коммунальных предприятий в Киеве в разы больше, чем в Западной и даже Восточной Европе. По расчётам Европейского банка реконструкции и развития, потери при сборе выручки на транспорте не должны превышать 3%. Такой показатель уже достигнут в Лондоне, Берлине, Париже. В городах Восточной Европы — Братиславе, Бухаресте, Варшаве потери варьируются в диапазоне 3–7%. А вот в Киеве теряется 25–30% выручки. Потери связаны как с затратной системой администрирования, так и с невозможностью уследить за липовыми льготниками и совладать с банальным воровством персонала.

«В прошлом году на одной из станций метрополитена были выявлены хищения выручки несколькими кассирами. Украденная сумма превысила миллион гривен, — приводит пример Руслан Крамаренко. — Система слишком зависима от человеческого фактора, не позволяет контролировать ситуацию в режиме реального времени, оставляет возможности для хищений». Теоретически электронный билет должен кардинально изменить эту ситуацию. 

Введение новой системы, по оценкам городских властей, обойдётся в 300 млн грн. Проект будет финансироваться не из городского бюджета, а за счёт частных инвестиций. Большинство городов отдают проекты по сбору платежей в концессию. КГГА также провела тендер. Победителем конкурса стала харьковская компания «Альфа Пей Терминал». «Предполагается, что на первом этапе инвестор вложит 120 миллионов гривен», — говорит Александр Кубраков. Инвестор будет возвращать свои затраты, получая процент от выручки. Предполагается, что он возьмёт 8,47% (это среднерыночный показатель — в мировой практике вознаграждение инвестора составляет 8–10%). Ожидается, что киевский проект окупится за 10 лет. 

Плата за проезд 
Обратная сторона прогресса в системе коммунального транспорта — сокращение персонала. Большинство кассиров и контролёров после налаживания автоматизированной системы станут не нужны. В планах КГГА — минимизировать «человеческий фактор» и за счёт этого значительно повысить эффективность системы. Сейчас коммунальное предприятие «Киевпастранс» тратит около 30% собранной выручки на сбор этой же выручки. После того как проект заработает, показатель снизится до 8%. Реформаторы полагают, что переход на электронную систему оплаты будет способствовать росту доходов коммунально-транспортных предприятий. В Белграде транспортная реформа, аналогичная той, что будет воплощена в Киеве, привела к росту выручки в размере 20–30% (в зависимости от маршрута и вида транспорта).

Но основной вопрос, который волнует киевлян, повысится ли стоимость проезда в общественном транспорте в результате реформы, остаётся пока открытым. Сейчас чиновники КГГА рассматривают разные варианты формирования тарифной сетки. «Никаких окончательных решений пока не принято», — утверждает Александр Кубраков. 

Известно лишь, что стоимость проезда будет дифференцирована в зависимости от «частоты пользования транспортом». То есть в проездном билете на 100 поездок цена одного проезда окажется дешевле разово купленной поездки. Такая система уже существовала в Киеве несколько лет назад — стоимость месячного проездного рассчитывалась по формуле: две поездки на 22 рабочих дня, а всё, что сверх этого лимита, — бесплатно. «Конечно, должен быть тариф для туристов, то есть тех, кто приезжает в Киев на несколько дней, и тариф для киевлян, которые пользуются транспортом постоянно», — размышляет Кубраков. 

Городские власти намерены вводить новую модель оплаты постепенно — во время переходного периода в обращении будут одновременно и жетоны, и электронные билеты. В Харьковском метрополитене на новую систему полностью перешли в течение полугода. Вероятно, что киевским транспортникам хватит этого времени и для внедрения новой схемы оплаты, и для лоббирования повышения её стоимости.

Дальше едешь
Топ-5 самых эффективных метрополитенов мира

Лондон, Великобритания
Местное метро — старейшее в мире и первое, где начал работать беспроводной интернет. Перевозит около 3,5 млн человек в сутки. Система общественного транспорта была существенно модернизирована накануне Олимпиады 2012 года.

Нью-Йорк, США
Местный метрополитен, объединяющий 460 станций, ежедневно обслуживает 5,3 млн пассажиров. Работает круглосуточно.

Париж, Франция
Парижское метро перевозит 4,5 млн человек каждый день. Состоит из 245 станций, протяжённость рельсов — 41 кв. км. В городе лишь 10% поездок совершаются на автомобиле.

Вашингтон, США
Одна из самых удобных и простых систем коммунального транспорта в мире. Добраться из одного конца города в другой можно за  60 минут.

Гонконг, Китай
Здесь самая эффективная система общественного транспорта в мире, позволяющая перевозить 7 млн человек ежедневно. На городской транспорт приходится 90% всех поездок.

 

Источник: PRportal