Совсем ручная. Зачем превращать ЦИК из доброй дворняги в домашнего мопса

Представление о роспуске Центризбиркома от президента поступило в комитет Верховной Рады по вопросам государственного строительства и местного самоуправление вечером 10 сентября. Не откладывая дело в долгий ящик, нардепы решили рассмотреть его на ближайшем заседании комитета. Статья 31-1 закона о ЦИК предполагает, что полномочия всего состава Комиссии могут быть досрочно прекращены Верховной Радой по "мотивированному представлению президента". Что же подвигло главу государства начать процедуру смены состава Центризбиркома?

Формально-юридический ответ на этот вопрос содержится в тексте представления Зеленского. В документе он указывает, что Комиссия "неоднократно проявляла недостаточную взвешенность или даже политическую предвзятость". Кроме того, в вину Центризбиркому ставят его бездействие на выборах в парламент 21 июля. В доказательство первому тезису президент приводит решение ЦИК об отказе в регистрации 28 кандидатов в народные депутаты.

В частности, в качестве "яркого примера необъективности и политической ангажированности" президент приводит позицию ЦИК по 169 округу в Харькове, где ЦИК первоначально сняла с выборов кандидата от "Слуги народа" Александра Куницкого, который позже победил на округе с большим отрывом. Еще одним пример "недобросовестности" членов ЦИК президент называет регистрацию кандидатов в депутаты, которые указывали в своих биографических ведомостях неправдивые данные о партийности.

Больше ясности в причины решения президента внес заместитель главы фракции "Слуга народа" Александр Корниенко. По его словам, у президента членов ЦИК обвиняют не только в политической ангажированности, но и в бездействии.

"По информации, которой я владею, это те факты бездействия ЦИК, которые были определены последними судебными решениями, и очень много судебных решений было, которые определяли неправомерность тех или других решений ЦИКа во время парламентских (выборов)", - сказал он.

Спрогнозировал Корниенко и временные рамки рассмотрения Радой решения по Комиссии - это произойдет до 13 сентября, а новые кандидатуры будут внесены в Раду до 18 сентября.

Нужно признаться, что претензии власти в нынешнему составу ЦИК не выглядят слишком убедительными. Претензий к демократичности последних выборов ни у кого ни в Украине, ни за границей не возникло. Да и в целом странно, что президент и его партия, выигравшая выборы с разгромным результатом, вдруг предъявляют претензии к работе ЦИК. Что же касается отдельных "сложных случаев", как например с Куницким, то это все же отдельные частные случаи, которые бывают на всех выборах. Да и для отказа в регистрации Куницкому были достаточно понятные правовые основания. Что же касается регистрации кандидатов от организаций с похожими на "Слугу народа" названиями, то иметь похожие названия законом не запрещено и правовых оснований отказывать им в регистрации нет. По этой причине клонов и двойников на всех украинских выборах было достаточно. Так что решение заменить ЦИК все же откровенно политическое, а не правовое.

Нелишним будет напомнить, что нынешний состав ЦИК Верховная Рада утвердила менее года тому назад - 20 сентября 2018 г. До того парламент четыре года не мог договориться о назначении новых членов Центризбиркома, несмотря на то, что срок полномочий 12 из 15 членов ЦИК истек в июне 2014 г., у еще одного - в феврале 2017 г. Народные избранники постоянно обвиняли президента и его партию в попытках монополизировать влияние на Комиссию. Дело в том, что представление о назначении членов ЦИК, как и об их увольнении, подает в Раду глава государства, учитывая предложения сформированных в парламенте фракций и групп, пропорционально их количественному составу. Именно последний постулат закона и стал камнем преткновения при назначении "комиссаров" - оппозиция постоянно обвиняла предшественника Зеленского в том, что он будет иметь в Комиссии подконтрольное большинство, которое сможет принимать любые выгодные главе государства решения.

Естественно, подобных обвинений не избежать и нынешнему президенту, но благодаря монобольшинству "Слуги народа" они будут звучать из уст оппонентов Зеленского гораздо менее уверенно.

А вот команде президента, похоже, уверенности не занимать. Видимо, в новой власти решили максимально использовать поддержку избирателей, которую он получил на президентских, а затем и на парламентских выборах, перезагрузив не только парламент, Кабмин и силовые ведомства, но и ЦИК. Похоже, в Офисе президента решили ковать железо, пока горячо, ведь любовь украинского народа - штука переменчивая, и через несколько месяцев рейтинг главы государства может оказаться далеко не таким впечатляющим. Особенно если состоится "большая сделка" с Россией по Донбассу, которая, как побаиваются многие, может стать более или менее почетной капитуляцией в войне с Россией. Сейчас же, когда в Украину вернулись многие заложники Кремля, а новый Кабмин еще не наломал дров в фискальной и экономической политике и выглядит в глазах избирателей "молодой и симпатичной командой", нацеленной на прогресивные реформы, Зеленский намерен взять столько власти, сколько сможет.

Тем более что лояльность членов ЦИК понадобится "Слуге народа" как на ближайших местных выборах, которые состоятся в следующем году, так и на выборах в объединенные территориальные общины, процесс создания которых продолжается.

Единственное препятствие на пути перезагрузки Комиссии то, что решение о досрочном прекращении ее полномочий принимается Верховной Радой Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава, то есть, Зеленскому нужно 300 голосов. И это еще одна причина поторопиться. Пока у Зеленского нет проблем с привлечением конституционного большинства, что подтвердили голосования за далеко не однозначные изменения в Конституцию, но со временем все может изменится. Внефроакционные и группа "За майбутнє" отставку ЦИК, скорее всего, поддержат. Первые пока в целом голосуют синхронно с властью, а среди вторых много людей, связанных с Игорем Коломойским, который в аккурат сразу после подачи в парламент представления об отставке ЦИК провел встречу с президентом. И если эта встреча была конструктивной, то голоса за отставку ЦИК "За майбутнє" даст.

Любопытно и то, как будут голосовать пока еще не до конца оппозиционные "ЕС", "Голос" и "Батьківщина". Первым поддерживать назначенный при президенте Порошенко ЦИК, разумеется, никакой надобности нет, а вот "Голос" и "Батьківщина" могут попробовать в очередной раз "подставить плечо" Зеленскому. Правда, в последние дни все четче вырисовывается тенденция синхронной неподдержки президентских инициатив тремя указанными политсилами. Скорее всего так случится и с ЦИК, тем более что голоса фракций Вакарчука и Тимошенко точно не будут решающими. Если же в этих партиях решат еще немного подыграть Зеленскому, то особенного смысла это иметь не будет, ведь "слуги народа" уже доказали, что не собираются делится властью.

В целом же история с перезагрузкой ЦИК выглядит все равно достаточно странно. Центризбирком, хоть и назначался при предыдущей власти, ни к Зеленскому ни к "Слугам народа" нелояльности не демонстрировал, напоминая доброго дворового пса, который вроде бы и чужой, но не лает, не кусается и с удовольствием берет сахар из рук. Однако Зеленскому нужен совсем уж ручной пес вроде мопса с зеленым бантиком.

 

Деловая столица

Источник: 
PRпортал