Ближе к народу. Как походы украинских политиков "в народ" отобразятся на рейтингах

Арсений Яценюк стал ближе к людям и земле. 25 сентября на странице политтехнолога «Батьківщини» Олега Медведева появились фотографии главы политсовета партии с неизвестными селянами и коровой, пишет Forbes. Медведев объясняет: в село Лемеши Черниговской области политик поехал по приглашению семьи, запечатленной на фото. Итог визита: Яценюк больше узнал о непростой жизни в деревне и публично признался, что не умеет доить корову.

Ставку на непосредственное общение с избирателями в День Независимости сделал и другой оппозиционер – Виталий Кличко. Масштабному митингу он предпочел мотоцикл. Эффектно проехавшись во главе колонны байкеров, он дал старт акции своей партии «Украина – это Европа».

Идея с байкерами не нова. В июле нынешнего года вице-премьер Александр Вилкул запустил международный мотопробег, которым открывается рок-фестиваль The Best City.UA-2013. Вилкул – один из его организаторов. Одетый не в привычный деловой костюм, а в джинсы, красную кепку и ядовито желтую футболку, чиновник с удовольствием позировал перед камерами, признаваясь, что сам он проехал 300 000 км. В таком амплуа Вилкула, которого эксперты называют одним из претендентов на пост премьера, многие видели впервые. Об этом его преображении написало большинство центральных СМИ.

Зачем известные украинские политики стали активно ходить в народ и что это им дает? Эти вопросы Forbes задал ведущим политтехнологам. Их ответы – ниже.

Сергей Гайдай, политтехнолог

Политики регулярно доказывают, что они – обычные люди. Дескать, посмотрите, я тоже могу ездить в метро, на комбайне, на байке. Это такой жанр, который существовал еще до возникновения украинской политики. Походы в народ практикуют во всех странах, каждый раз меняя их форму.

Например, вас могут пригласить домой к политику или наоборот – он выедет на какой-нибудь фестиваль или мероприятие. Коммуникацию выстраивают так, чтобы все сигналы соответствовали содержанию конкретного человека. Хорошо взаимодействовать с народом может тот политик, у которого есть это содержание – глобальные цели. У наших политиков оно (содержание) практически отсутствует, поэтому придумывают, что придет в голову. 

Возмутительной была лидер партии «Украина – Вперед!» Наталия Королевская. У нее была мечта, но никто не понимал – какая. Или, например, проблема с Виталием Кличко. У него вроде есть содержание, но не политическое. Чего-то нового, помимо бокса и спорта, он пока не предъявляет. Хороший парень, но о чем он?

Что такое правильный «народный» пиар? На YouTube есть ролик, как мэр Вильнюса Артурас Зуокас влез на БТР и проехал по Merсedes-Benz S-класса, который был неправильно припаркован. Потом он ходил по улицам, собирая собачьи экскременты. Таким образом он не просто стал ближе простым горожанам, а показал, какие вещи нужно и не нужно делать.

Андрей Золотарев, политтехнолог, консультирует Коммунистическую партию 

Оппозиция пошла к людям, потому что у нее кризис жанра. Оппозиционеры сдали власти ключевую повестку дня президентской кампании 2015 года – евроинтеграцию. Других политических тем, на которых эффективно могли бы работать противники власти, нет. Есть эмуляция хождения в народ. Это было бы эффективно в том случае, если бы оппозиционеры работали с вопросами, которые волнуют людей. Надо брать то, что лежит на поверхности. Пример – непопулярные законопроекты, принятые провластным большинством в Раде.

Если говорить о тройке оппозиционеров (Кличко, Яценюк, Тягнибок), то Кличко мог бы наиболее эффективно работать с людьми. Но пока амплуа «героя улиц» остается за Тягнибоком. У Арсения Яценюка известная проблема – технократ. Те образы, которые ему идут, слабо стыкуются с политиком из народа.

Плюс в том, что они хотя бы стараются работать с сельским избирателем. Обычно стратегия и власти, и оппозиции – игнорировать украинские глубинки. Даже во время парламентской кампании 2012 года я встречал села, где вообще не появлялись агитаторы. Такие избиратели живут в информационном вакууме и внимание со стороны политиков воспринимают позитивно. В этом отношении шансы у оппозиционных политиков есть. На маленький митинг можно собрать 200-300 человек, но узнают о нем минимум 3000-5000 человек.

Что касается власти, Виктор Янукович уже и «швец, и жнец, и в теннис игрец», но одним теннисом выборы не выиграть. Нужно хотя бы на 10% продемонстрировать людям «покращення», о котором так много и хорошо говорили.

Денис Богуш, президент агентства Bohush Communication

Непосредственное общение с народом всегда дает самый высокий результат. Предвыборные туры как технология очень эффективны. Чем больше ты пожмешь рук, тем больше возможностей выиграть выборы. Это касается любой избирательной кампании. Наши политики регулярно ищут информационные поводы и регулярно выходят в народ. Это требует самоотдачи: нужно напрячься, поехать в регион, потратить много времени. 

Есть четыре рейтинга, которые должны быть в гармонии у каждого политика: рейтинги известности, доверия, электоральный рейтинг и антирейтинг. Иногда появление на ток-шоу по-разному влияет на эти показатели. На уровень известности влияет, потому что люди вспоминают о том или ином политике. Электоральные рейтинги, в том числе, зависят от того, насколько правильно организованы встречи с людьми.

Если говорить о том, кто из действующих политиков наиболее активно взаимодействует с избирателями, можно брать объективный фактор – рейтинги. У кого они самые высокие? У Виктора Януковича и Виталия Кличко. У первого общение с людьми – часть его работы как президента.

Евгений Копатько, основатель группы компаний Research & Branding Group

Если политики идут к людям искренне – это одна история, а если на публику – совсем другая. Допустим, Виталий Кличко – выдающийся спортсмен и его социальные проекты могут привлечь внимание. Если он органично вписывается в них (проекты), почему не идти к людям? Но общение должно быть естественным.

Пример – президент России Владимир Путин использовал всевозможные виды транспорта, летал со стерхами, и эти вещи были очень продуманы, грамотно сделаны и органично привязаны к этому политику. Если действия не вызывают иронии у людей, они оправданы.

Был и другой случай, когда в 2007 году тогдашний президент Украины Виктор Ющенко тушил лопатой лесной пожар в Херсонской области. Тогда это воспринимали с иронией, хотя порыв Ющенко мне понятен. Нужно понимать, что на рейтинги влияет личность игрока и цепь событий, формирующих его образ, а разовая акция лишь привлечет внимание, но не возымеет никакого действия.

Олег Медведев, политтехнолог партии «Батьківщина»

Арсений Яценюк пытается строить образ нового политика. Другого, не такого, как все. Как правило, политики общаются с народом в больших городах, на больших площадях, но «камерное» общение эффективнее. В этом случае лидер больше слушает людей, чем говорит сам.

В украинском селе высокая культура общения. Наверное, даже выше, чем в парламенте. Люди уважают гостя, но не комплексуют и не закрываются. Наоборот, очень остро говорят о проблемах. Такое понимание проблематики не покажет ни одна социологическая служба или фокус-группа. На больших митингах по душам поговорить с людьми и услышать их нельзя.

Какой будет реакция украинцев на эти действия Яценюка – сказать пока трудно. Сознание людей устроено так, что они быстрее и легче реагируют на негативную информацию о политике и на его дурные привычки, чем на позитивные новости и действия.

Думаю, нет прямой зависимости между таким стилем поведения политика и его электоральными рейтингами. Но вне зависимости от этого Яценюк делает правильно, пытаясь сформировать политическую культуру. 

Источник: 
PRпортал